Становление украинского театра

Становление украинского театра

Автор: редактор, 06.12.2012

Судьба дореволюционного украинского театра напоминает народную песню. И не только потому, что в основе своей национальный театр имеет музыкальный характер, но и по всей гамме эмоциональной окраски — от шутливой или сентиментальной до возвышенной и глубоко трагичной. Взлеты и падения, гонения и запреты не заглушили звонкого голоса правды, которым на протяжении многих десятилетий говорил этот театр со своим народом. Со времен Киевской Руси на украинской земле в чести были скоморохи — актеры, певцы, музыканты, танцоры, акробаты и дрессировщики животных (зачастую всё это одновременно); говорят, что особо одарённых князья выписывали из самой Византии. Но очень скоро скоморохи перестали быть украшением княжьих палат и начали странствовать по городам и весям, став любимцами простонародья. Без них не обходились ни ярмарки, ни крестины, ни свадебные, ни похоронные обряды, а их представления не нуждались в специальном оборудовании — кроме разве что ширмы, за которой совершались переодевания.

Фрески с изображением скоморохов сохранились на стенах Софийского собора в Киеве (XI век), а последние упоминания о них датируются XVI веком. Школьная драма получила развитие во 2 половине XVII века. Эта форма искусства была заимствована в Польше (там иезуиты ставили нравоучительные спектакли с учётом тогдашнего опыта западноевропейского религиозного театра), но в Украине она приобрела самобытные черты.

Самым оригинальным и живым компонентом школьного театра были интермедии — небольшие одноактные шутливые сценки из народного быта разыгрывались, как правило, между актами основной пьесы — стали основой для комедий нового времени. Кроме того, в стенах Киево-Могилянской академии, Черниговского, Харьковского и Переяславского коллегиумов ставились не только религиозные, но и историко-патриотические пьесы и драмы-моралите (например, «Володимир» Феофана Прокоповича и «Воскресиня мертвих» Григория Кониского).

К середине XVIII века сформировался новый вид театрального зрелища — балаган, синтезировавший традиции народных лицедеев, народной драмы и школьного театра. Творцом театра балагана была городская молодежь: ремесленники, разночинцы, студенты, грамотная дворня и заезжие лицедеи. Сначала подобные представления давались лишь во время ярмарок, в закрытых, на скорую руку построенных дощатых помещениях под сводчатой крышей, покрытой брезентом.

Перед входом в балаган возвышалась специальная надстройка — небольшая эстрада, так называемый раус. На этой площадке для рекламы разыгрывали отдельные эпизоды из спектакля, исполняли интермедии, а зазывала представлял действующих лиц в сценических костюмах, сопровождая этот показ шутливыми комментариями. В 70 годах XIX столетия балаган из мест народных гуляний всё заметнее начал вытесняться цирком, а в конце XVIII столетия здесь же появились владельцы райков.

Раёк — небольшая, ярко раскрашенная шкатулка с двумя барабанчиками, на которые наматывалась длинная лента из склеенных цветных литографированных картинок. Через увеличительное стекло, которое находилось в центре райка, можно было наблюдать пейзажи, баталии, жанровые сцены. Раешник, перематывая ленту, комментировал содержание рисунков, сопровождая эти объяснения поговорками и стихотворными шутками. Эта новая форма «механизированного зрелища» — своеобразный предшественник кинематографа — вскоре приобрела большую популярность и стала неотъемлемой частью ярмарочных развлечений вплоть до начала XX века. Украинский крепостной театр дал толчок к развитию частной антрепризы, строительству театральных помещений и их оборудованию; именно в нём выросло немало художников сцены, зародились и основы сценического образования.

Рубрика: Театр -

Метки: , , , , , , , , , , , , , , ,



  наверх  

_______________________________2010 - 2019 © Культура разных стран