Истоки балетного искусства

Истоки балетного искусства

Автор: редактор, 06.09.2012

Пляски сатиров знакомы нам по рисункам на античных вазах. Как утверждает Лукан, танцы эммелея, кордак и сикиннис названы именами придумавших их сатиров из свиты Диониса. Древние эллины различали в сценическом танце два основных компонента: мотус и хабитус. Первый включал танцевальные шаги и движения, второй же был сугубо мимическим.

В 1 веке нашей эры римский поэт Лукан написал «Диалог о танце», в котором требовал от танцоров владения различными искусствами и всесторонней образованности. По выражению Лукана, поэзия должна быть красотой танца, музыка — его вдохновением, философия — наставником, геометрия же научит правильно двигаться. Однако прежде всего танцору надлежит пристально изучать тончайшие оттенки чувств и помыслов. Лукан писал: «Сущность танца заключается в воспроизведении наших душевных переживаний и умении выразить движениями то, что в нас сокрыто».

Гульельмо Эбрео писал об искусстве танца так: «Это искусство столь же великое и прекрасное, как и прочие свободные искусства, и в высшей степени отвечающее человеческой природе. Различные чувства и переживания, хранимые в тайниках нашей души, находят выражение в движениях нашего тела, сиречь в танце, который должен в точности следовать музыке». В 1581 году Фабрицио Карозо из Сермонеты опубликовал в Венеции сборник с подробными описаниями танцевальной техники. В этом сборнике ноты сопровождаются записями танцевальных па в строгой привязке к тактам музыкальной композиции.

В 1604 году Чезаре Негри издал богато иллюстрированный трактат с описанием хореографии популярных в то время танцев. В сочинении подчеркивается высокое достоинство танца как искусства, призванного выражать состояния души. Термином «balletto» именовали самостоятельные представления, в которых музыка сочеталась с хореографией и демонстрировалось «высокое танцевальное мастерство». В ренессансных спектаклях по мотивам античных трагедий и мифов участвовал поющий и танцующий хор, который в 60 годах XVI века превратился в некое подобие кордебалета.

В 1489 году дворянин Бергонцо Ботта устроил в городе Тортона великолепное зрелище для миланского герцога Галеаццо Сфорца и его супруги Изабеллы Арагонской. Герои спектакля — отважные аргонавты под предводительством Язона — отплывали в Колхиду за чудесным золотым руном. Затем под звуки музыки они возлагали руно на огромный стол, после чего исполняли танцевальные сцены. За ними появлялась богиня охоты Артемида, Тесей убивал калидонского вепря и преподносил его герцогу. Под занавес исполнялся «балет победы»: на колеснице выезжали нимфы в воздушных одеяниях.

На гравюрах из сборника Карозо замерли в изящных позах вельможные танцоры. За взаимными реверансами следовали танцевальные движения и фигуры в такт звучавшей музыке. Партнеры поочередно исполняли друг перед другом замысловатые пассажи и вариации, причем мужская партия была более динамичной, а женская отличалась сдержанным достоинством.

Вопреки распространенному мнению, основы техники классического балета были заложены не во Франции, а в Италии в XV — XVI в. Уже тогда на Апеннинах были известны многие классические па, в том числе:

антраша — вертикальный прыжок с двух ног, при котором ноги несколько раз быстро скрещиваются;

кабриоль — прыжок с наклоненным корпусом, при котором одна нога ударяет о другую снизу вверх;

пируэт — полный оборот танцовщика вокруг своей оси (Негри рекомендовал округлять руки при исполнении пируэтов).

И даже такие сложные фигуры, как: тур-ан-лэр а дифферент отер — серия все более высоких прыжков с поворотами.

Рубрика: История -

Метки: , ,



  наверх  

_______________________________2010 - 2019 © Культура разных стран