Картина Савицкого «Встреча иконы»

Картина Савицкого «Встреча иконы»

Автор: редактор, 23.05.2012

В Москве много музеев, и в большинстве своем они все стационарны, но часто приходится организовывать и выездные выставки. Вот тут и начинаются проблемы, потому что надо постоянно готовить не только выставочные стенды, но и правильно, чтобы ничего не повредить упаковать, очень хрупкие и бьющиеся музейные экспонаты, картины. Для нас переезд Москва с ее бесконечными пробками стал бы давно кошмаром, если бы не специализированные фирмы, занимающиеся этим привычным для них занятием. А нам остается только донести до зрителя все то, что оставили нам в наследство художники, скульпторы и писатели.
За последнее время в нашем искусствознании все настойчивее ощущается потребность по-новому, «свежими глазами» взглянуть на хорошо известные, казалось бы, давно изученные произведения искусства, найти в картинах старых мастеров отклик на то, что волнует нас, людей XXI века, понять, что соединяет век нынешний с минувшими веками. Для этого и организовываются постоянные выставки картин старых мастеров.

Картину Савицкого «Встреча иконы», впервые экспонировали на VI передвижной выставке в 1878 году, она является, пожалуй, лучшим произведением художника. Место этой картины в истории русской живописи вполне ясно, оно вряд ли нуждается в каком либо пересмотре. Иногда бывает так, что подлинный смысл картины, непосредственное ощущение ее как живого и сложного организма исчезают, заслоняются общими определениями. Например, «Крестьянская тема», «передвижнический жанр», «хоровая картина» — вот обычные определения, которыми характеризуются картины Савицкого, они правильные, но от частого употребления утратили свой смысл и стали штампом. Каковы же принципы композиции, колорита, которые использует Савицкий при создании своей многофигурной картины из народной жизни?

Сюжет картины не сложен. У околицы деревни ненадолго остановилась крытая повозка, в которой везут чудотворную икону. Повозку окружили крестьяне, пришедшие поклониться святыне. Несколько человек бегут по дороге из деревни, боясь опоздать. Вот, на первый взгляд и все что там изображено. Основное внимание художника сосредоточено на обрисовке действующих лиц: представителей духовенства, мужиков детей. Крестьянские образы подкупают достоверностью, правдой переживания. Крестьяне, находящиеся близко к иконе, самозабвенно молятся. Неслучайно в толпе, окружившей икону, большинство женщин, стариков, ребятишек. – картина показывает русскую деревню1877-1878 гг, времен русско-турецкой войны, во много раз усилившей тяжелое бремя тягостного существования крестьянства.

Интересны здесь и другие персонажи, образующие группы, в какой-то мере обособленные от главного действа. Протопоп, который с трудом вылезает из кибитки, наделен отталкивающими чертами. На его сером, стертом лице с бесцветными глазами ни проблеска мысли или чувства. Протопопа поддерживает рослый дьячок, равнодушно-угрюмого вида, зажавший под мышкой кружку для пожертвований. Другой дьячок отошел чуть поодаль и с видимым удовольствием заталкивает в нос понюшку табака. Всепоглощающее корыстолюбие, вопиющее бескультурье, полное равнодушие к моменту встречи ими же прославляемой иконы, к горю и нуждам крестьян – таковы качества, которыми наделяет Савицкий представителей духовенства. Тема обличения, протеста усиливается во Встрече иконы тем, что художник с истинным сочувствием и симпатией показывает крестьян, их чистоту, цельность, искренность их веры.

Рубрика: Музеи и памятники -

Метки: ,



  наверх  

_______________________________2010 - 2019 © Культура разных стран