Храм Покрова на Нерли

Храм Покрова на Нерли

Автор: редактор, 15.05.2012

На маршруте по Золотому кольцу обязательно надо сделать остановку, чтобы полюбоваться на древние творения русских зодчих. Среди заливных лугов реки Клязьмы при впадении в нее Нерли, недалеко от Владимира, стоит церковь Покрова. Она вошла в историю русского зодчества как одно из прекрасных творений зодчих Владимиро-Суздальской Руси, соорудивших этот храм в1165 году в память победы владимирцев над волжскими болгарами.

Художественное совершенство архитектурных форм храма покрова на Нерли с особой полнотой познается в сравнении с предшествующими памятниками Владимиро-Суздальской архитектуры. Так если в Переславском соборе, построенном за 8 лет до сооружения храма Покрова, воссоздается суровый воинский дух времени Юрия Долгорукого – в грозной неподвижности, словно крепостные стены, застыли могучие объемы собора, то храм покрова на Нерли вызывает совершенно другие эмоции. Это памятник, редкий по красоте и гармонии архитектурных форм, по своей тонкой пластичности. Он проникнут глубоким лирическим чувством. Неведомые нам зодчие, возводя свое творение, как бы решили выразить в архитектурном образе задушевность, лиризм и красоту окружающей природы.

И хотя давно исчезли когда-то окружавшие его постройки, да и сам храм претерпел изменения, мы до сих пор поражаемся удивительной гармонии, существующей между храмом и окружающем пейзажем. В плавных линиях его силуэта, в согласованности его отдельных частей и форм друг с другом словно воплотились мягкие очертания отлогих холмов, поймы рек, окаймленных волнистой лентой голубеющих на горизонте лесов.

Храм этот был посвящен новому празднику Покрова Богоматери, учрежденному князем и духовенством, задумавшими превратить Владимирское княжество в новый центр объединения Руси. В этом празднике с особой полнотой была выражена мысль о высоком божественном покровительстве новому стольному городу.

Ко временам постройки церкви Покрова архитектурно-художественная школа Северо-Восточной Руси достигла подлинного совершенства. Была не только освоена техника белокаменных сводчатых построек, но и преодолена та зависимость от материала, которая давала себя знать ранее.

Храм поражает своей гармоничностью. С одной стороны отчетливо прослеживается стремление зодчих показать конструктивную основу здания его мощные, но пластически мягко обработанные столбы, промежутки между которыми снаружи заполнены гладкими стенами. Со стороны фасадов эти столбы превратились в многоступенчатые пилястры, к которым приставлены декоративные, ничего не несущие колонки. Вертикальные тяги на апсидах, как и вертикали колонок аркатурного фриза, обрамление окон и порталов по-своему продолжают и варьируют этот мотив.

Второй лейтмотив как бы противопоставлен первому, но вместе с тем и тесно связан с ним. Мотив полукружия арки не только царит в архитектуре храма, но и привносит в нее полную законченность и пластическую цельность. Далее этот мотив переходит в арочный колончатый фриз, членящий горизонтально стены храма на половине их высоты и украшающий верх апсид. Встречается он и в верхних частях проемов окон, и в плавных очертаниях, венчающих стены закомар. Наконец, он находит себе место и в обработке барабана главы с ее некогда низким шлемовидным куполом, близким той же форме полукружия. Этот храм является свидетельством того, что на Руси и в древности работали гениальные, неизвестные нам мастера.

Рубрика: История, Религия -

Метки: , , ,



  наверх  

_______________________________2010 - 2019 © Культура разных стран