Праздник святки в России

Праздник святки в России

Автор: редактор, 09.12.2011

Святки — совершенно особенный, веселый и разгульный праздник, настоящая отдушина в жизни русских людей, полной тяжелого труда и  церковных ограничений. Это время максимально использовалось для получения положительных эмоций, гастрономических удовольствий и даже устройства личной жизни.

Святки начинались в Рождество и длились до Крещения. У меня хорошие воспоминания от этого праздника когда я был в Астрахани. Отель в Астрахани который меня приютил назывался «Старый замок».

В предшествующий Рождеству Сочельник, даже самая нерадивая хозяйка мыла от печной копоти иконы, стены и потолок избы, скребла пол и лавки, развешивала по углам сухоцвет. Углы, в которых, как известно, прячется нечисть, обваривали кипятком и выметали веником из крапивы.

Готовилась традиционная для Рождественского стола кутья — пшеничная каша с изюмом на меду, варились в меду крепкие зимние яблоки, груши, пеклись постные пироги. Хозяйки хвастались собственноручно вылепленными пряниками в виде домашней скотины и птицы, которые выставлялись на подоконниках и преподносились родственникам. Съедали их только в Крещение, размочив в святой воде.

Праздник святки в РоссииПосле Рождественского поста, с появлением в ночном небе первой звезды (христиане полагали ее Вифлеемской, взошедшей над новорожденным Иисусом) начинали пировать. Затем выходили колядовать: петь христианские песни, посевать пшеницей и рисом избы, собирая щедрые дары.

В России в первый святочный день нужно было молиться об усопших, стоять службу в церквях и вести себя пристойно. Зато уже в вечер следующего дня, на улицы высыпали всевозможные ряженые, в вывернутых наизнанку шубах и с лицами, измазанными в саже. С гоготом и свистом впрягались они в  телегу, в которую сажали набитую соломой тряпичную куклу — Коляду, обряженную в шубу и белую посконную рубаху. Лихим голосом выкрикивали: «Веселись, ребятки, наступили Святки!» — и начиналась настоящая святочная вакханалия, которая продолжалась почти десять дней. Вся, так называемая, культурная программа праздника, состояла из  всевозможных игрищ: хождений по избам ряженых, посиделок, кулачных и снежных боев, гаданий. Некоторым из этих традиций русские люди следуют до сих пор.

Рядились кто во что горазд: девки надевали мужское, парни – женское, из репы вырезали страшные рога и зубы, из соломы или дрянного мочала делали хвосты, представляли цыган, служивых, мертвецов, чертей и сказочных ведьм. Всякой нечисти, которая, как известно, в это время только и думает о том, как бы насолить людям, ряженые показывали, что место уже занято.

Подражая нечистой силе, подростки и молодые парни творили озорства: закладывали валенками печные трубы, привязывали к веткам деревьям случайно оставленные во дворе сани, поливали водой замки на воротах, раскидывали поленницы.  То, за что в обычное время могли крепко поколотить всей деревней, в праздник легко прощалось.

Парни и мужики постарше устраивали кулачные бои. Дрались один на один, улица на улицу, деревня на деревню. Положенные бойцам кудельные шапки и толстые меховые рукавицы плохо смягчали удары пудовых кулачищ. Однако до полной победы дрались редко, уговариваясь «в лежку не бить», «в увечье не бить», а биться «до мазка» (первой крови).

В самой большой избе собирались Святочные посиделки. Готовились к ним особо, приносили с собой не только пироги, студень или орехи, а и обновки, в которые переодевались несколько раз за вечер. Если денег на обновы не было, одалживали одежку у более зажиточных селян, долг же за нее отрабатывали летом на покосе или в поле. Во время посиделок играли в излюбленные игры: «гляделки» и «молчанку», представляли забавные сценки из семейной жизни, порою напоминающие  этакий русский Декамерон. Бойкие свахи по просьбам заботливых родителей, присматривали во время игрищ невест, чтобы на мясоед – предмасленичное время свадеб —  женить сыновей.

Святки – один из немногих праздников в России, в озорном, а порой и немного непристойном веселье которого участвовали  замужние женщины. Они считались первыми мастерицами по отгадыванию загадок и пению задорных частушек-нескладух.

И конечно, девушки гадали на любовь. Практически любой предмет мог стать источником получения необходимых сведений. Сапог или валенок, брошенный через левое плечо за плетень, указывал направление, откуда пожалует к невесте жених. Полено, найденное в темноте на ощупь, информировало о характере будущего супруга: гладкое полено – ласковый мужик, а сучковатое – будет муж злой и придирчивый. Резали ножом снег, приговаривая: «Черт, черт подскажи, какой мужик попадется, выть аль смеяться придется?» Дальше все зависело от соседских собак. Злой отрывистый собачий лай обещал супруга угрюмого и прижимистого, радостный и заливистый гарантировал мужа-весельчака, а собачий вой предвещал короткое замужество и скорое вдовство.
Эти безумства, имеющие языческие корни, оканчивались только в Крещение. Окунаясь в проруби, смывали с себя грехи  Святочныхзабав, и с чистыми мыслями и  душой готовились встретить Масленицу.

Рубрика: Праздник - Один отзыв

Метки: , ,


  • Irishka пишет:

    Люблю святки. Весело. 😉

  наверх  

_______________________________2010 - 2019 © Культура разных стран